Почему Украину облюбовали идеологи «исламофашизма»

26 апреля суд Еревана оставил под стражей Максима Байдака, задержанного 30 марта в аэропорту «Звартнотц» с двумя паспортами — российским на эти имя и фамилию (он был найден при досмотре) и украинским на имя Богдана Калюсского (им он воспользовался для пересечения границы), который правоохранительные органы Армении сочли поддельным. Байдак, уроженец Петербурга, объявленный в России в 2013 году в розыск за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и оправдание терроризма, заявил, что украинский паспорт получил легально, перебравшись в 2016 году на Украину из Турции. В стране у него есть единомышленники — 20 апреля в Одессе у генерального консульства Армении националисты и ветераны АТО провели пикет в его поддержку.

В 2013 — 2016 годах Байдак жил в Турции и неоднократно давал интервью журналистам, затем же исчез и 10 января 2018 года неожиданно попал в объектив камеры съемочной группы РИА «Мариуполь», да не один, а со своим давним знакомым Григорием Мавровым, известным также как Амир Хамдан аль-Малики, также бывшим активистом Национальной организации русских мусульман (НОРМ). РИА «Мариуполь» опубликовало 17 января 2018 года большое интервью с этими деятелями, представив их как «адекватных русских» в связи с их предыдущим заявлением на камеру «Россию надо уничтожить и жаль, что у нас нет ядерного оружия». Как видим, перебравшиеся на Украину эмигранты из России, до этого жившие в Турции, теперь активно вживаются в роли «ярых патриотов Украины».

В этом интервью оба сделали акцент на свое участие в политических протестах в России. «В 2011 — 2012 годах принимал участие в акциях, которые называют «протесты на Болотной», после которых вынужден был покинуть Российскую Федерацию, потому что мною заинтересовались правоохранительные органы», — говорит Мавров. Байдак был куда более пафосен: «После спада волны неудавшегося российского Майдана пришлось покинуть страну, где мы входили в Координационный совет оппозиции. Тогда после протестов начались поквартирные закрывания всевозможных несогласных. Меня арестовывали за публицистику, за чистой воды «мыслепреступления», что в России, увы, распространенная штука. Арестовывали со спецназом, со всякими пытками, избиениями и прочим брутальным антуражем. Мне удалось сбежать фактически из здания суда и на несколько лет осесть в Турции». Биография очень удобная для легализации. Но неточная и неполная.

НОРМ действительно участвовала в протестах декабря 2011 — февраля 2012 годов в Москве и Петербурге, но речь шла о считанных активистах, каждый второй из которых — с флагом. Целью этого участия было попасть в «большую политику», впрочем, не слишком удачно. Нетрудно удостовериться, что в состав Координационного совета оппозиции, избранного в октябре 2012 года, ни Мавров, ни Байдак не входили. Лидер НОРМ Вадим Сидоров, он же Харун ар-Руси, в январе 2012 года попал в состав Гражданского совета Москвы, в котором оказался целый ряд оппозиционеров — от либералов до крайне правых и крайне левых. Участием в нем, впрочем, Сидорова, как и иных ожидавших немедленного доступа к власти оппозиционеров, изрядно разочаровало. В декабре 2012 года он заявил сайту navoine.info, что НОРМ вряд ли будет далее участвовать в протестном движении: «Вектор его развития с лета (2012 года. — прим. авт.) неутешителен. Если он будет идти в том же направлении, то скорее нет, чем да. Есть ощущение, что лидеры оппозиции имитируют деятельность. Все эти тысяча первые голосования, бессмысленные координационные советы по совершенно тусовочным правилам, которые отсекают регионы».

Итак, уже к концу 2012 года НОРМ выпала из протестов на Болотной площади, тогда как задержания и обыски у Байдака и Маврова, а также еще двух русских мусульман северной столицы, произошли 21 августа 2013 года. И совсем по другим причинам.

«Знающие люди говорят, что неонацисты относительно часто принимают ислам, — писал в 2014 году журналист издания «Русская планета» Максим Фочкин. — Например, об этом корреспонденту «Русской планеты» ещё в начале 2000-х рассказывал Максим Байдак (Салман Север), один из лидеров Национальной организации русских мусульман (НОРМ)… До принятия ислама он сам был скинхедом, крайне правым радикалом и утверждал, что таких, как он, весьма много». Более того, в интервью «амира НОРМ в Петербурге» (такой титул гордо носил Байдак), опубликованном в 2008 году сайтом «Газета.SPb», журналисты с его слов сообщили, что местный лидер русских мусульман «относительно недавно входил в так называемый Координационный совет вождей — своеобразный парламент скинхед-бригад Петербурга». Может, этот «координационный совет» и имел в виду в интервью РИА «Мелитополь» Байдак, а журналисты его просто не поняли?

Впрочем, про такой совет у питерских скинхедов середины нулевых годов не слышали ни правоохранительные органы, ни хорошо информированные антифашисты или журналисты северной столицы, все сведения о ней восходят только к Байдаку. Скорее всего, если она и была действительно, то представляла собой просто кружок местных любителей Гитлера.

В близких кругах до принятия ислама вращался и Мавров. В декабре 2005 года журналистка «Огонька» Елена Родина, бравшая интервью у Сидорова, описала его сподвижника: «К нам присоединяется еще один бородатый новообращенный — бывший русский националист Амир… Амиру 25 лет. В 16 он увлекся политикой… состоял в Национально-державной партии (коалиция праворадикальных организаций, пытавшаяся в 2002 — 2003 годах пройти регистрацию в качестве партии в Министерстве юстиции и далее участвовать в выборах. — прим. авт.), РНЕ*, участвовал в организации многих националистических акций. Вскоре он разочаровался в национализме. Христианство он посчитал «религией слабых»». Впрочем, судя по тому, что еще в 2013 году Мавров позировал на пикниках с единомышленниками с эсэсовской «мертвой головой» на футболках, разочаровала его только предыдущая форма ультраправой идеологии, а новую на старой основе он нашел в русском исламе.

По сути, НОРМ и продвигала неонацизм во внешней исламской упаковке.

«Национальная организация русских мусульман после шумной презентации в 2004 году не достигла каких-либо успехов, хотя обещала в скорые сроки обратить миллионы русских в ислам, и переориентировалась на вербовку националистов. В ход шла искусная мимикрия — например, примерно в 2007 году НОРМ стала называть себя в Интернете «правоверами», что было очень похоже на популярных среди националистов «родноверов»; был запущен в Живом Журнале проект «Османенербе», гибрид «Ананербе» Третьего рейха и Османской империи, которую НОРМ провозгласила истинной твердыней белой расы (в 2017 году его перезапустил в Facebook Мавров. — прим. авт.); Байдак в своем блоге с заголовком «Белая раса, черная почва» буквально каждый день выкладывал «простыни» про ультраправые исламские движения, про то, что по всему миру неонацисты переходят в ислам как в самую радикальную религию», — говорит лидер движения «Тигры Родины» (молодежное крыло партии «Родина») Владимир Лактюшин, в те годы близкий к Конгрессу русских общин.

По его словам, после перерыва этот процесс возобновился в 2013 году: «С началом декабря 2011 года русские мусульмане стали звать всех на Болотную площадь, пытались попасть в общий мэйнстрим либеральных протестов, заняв там видное место, и даже под это дело приняли «Исламскую гражданскую хартию». Затем, когда Болотная стала сходить на нет, в 2013 году запустили проект «Норманнский фронт», опять-таки рассчитанный на русских националистов, — на этот раз НОРМ начала доказывать им, что викинги (очень модная тема в этой среде) якобы были мусульманами! Использовали для оформления псевдоисламской символики стилизованные скандинавские руны, устроили паломничество на остров Рюген, где в Арконе было святилище бога Святовида (культовое место для родноверов). Особое внимание Байдак, по моей информации, уделял работе с правыми футбольными фанатами и смог поймать в свои сети до сотни-другой молодых питерских ультрас».

Деятельность Байдака, щеголявшего в футболке с огромной свастикой, начала вызывать опасения даже у питерских мусульман. «Максим Байдак (он же Максим Барзах, Свинцовый Молот, Салман Север) является суфием, разделяющим некоторые салафитские (они же ваххабитские. — прим. авт.) взгляды, есть признаки… оккультизма и язычества. И все это подается под соусом внешней атрибутики Третьего рейха», — заявил в августе 2013 года «Росбалту» помощник имама-мухтасиба (лидера мусульман города) Петербурга столицы Танай Чолханов, добавив, что Байдак вербовал боевиков в Сирию. Сам Байдак в интервью называл «своим другом» уехавшего на «джихад в Сирию» русского мусульманина Егора Рябанина (что не помешало НОРМ потом выпустить заявление, что «его отношения с ней носили конфликтный характер, так как НОРМ исповедует национал-традиционалистские принципы, а Рябинин был приверженцем салафитско-джихадистских идей») и утверждал, что даже помог Егору «консультацией» по выбору маршрута в Сирию через Турцию.

В рамках пропагандистско-вербовочной деятельности Байдак опубликовал статьи «Ислам и приморские партизаны» и «Несгибаемые тюремные джамааты», посвященные тому, как в заключении неонацисты якобы массово переходят в ислам, блокируются с исламистами и вскоре «тюремные джамааты» возьмут зоны одну за другой под свой контроль. Именно они и вызвали возбуждение уголовного дела, в ходе которого были задержаны Байдак, Мавров и еще два русских мусульманина. Обыски производил спецназ ФСИН «Тайфун» и, как упоминал по горячим следам событий Байдак, в ходе задержания против него (весьма крупного физически персонажа) был применен удушающий прием. Вот и все те «пытки и избиения», про которые он живописует журналистам сейчас. Такой же выдумкой является и его «бегство из здания суда», тогда как в реальности суд отпустил Байдака под домашний арест (после того, как он публично отрекся от своих убеждений) и тот скрылся за границу.

Характерно, что даже в «исламском норманнском проекте» 2013 года Сидоров и Байдак не смогли удержаться от гитлерофилии. «»Фашизм не пройдет, никогда, никогда, как первая любовь!», — Салман Север с Хабибом Вайдом, немецким мусульманином, выходцем из запрещенной НС-организации», — так Сидоров подписал фото, опубликованное 14 января 2014 года его блоге в рассказе о паломничестве русских мусульман на Рюген. Очевидно, об этом же немецком деятеле вождь НОРМ упоминал в статье, опубликованной 30 сентября 2013 года на сайте apn.ru: «…Мой друг, в прошлом немецкий национал-социалист из запрещенной ныне организации, восходящей к «Гитлерюгенд»». (Судя по всему, речь идет о созданном в 1952 году бывшими членами НСДАП Wiking-Jugend’е, запрещенном в 1994 году Ведомством по защите Конституции Германии.)

«Я — белый… Поэтому апартеид, благодаря которому возникла ЮАР как оазис западной культуры на Юге Африки, не может вызывать у меня таких чувств, какие он вызывает у цветных или черных, — писал в 2010 году Сидоров после посещения Южной Африки, где у него также были друзья из числа белых расистов, принявших ислам. — Напротив, сегодня с определенной грустью думаешь о том, что в мире больше не осталось таких государств, каким было ЮАР… После 1945 года белый мир последовательно сдавал свои позиции везде, где только можно, отказываясь от традиционных ценностей расы и свободы».

Возрождением этого мира он счел Украину после победы Майдана. «В Украине… скоро вон годовщину 2 мая будем отмечать, триумф маргиналов вроде нас, а кто такое еще два года назад мог представить», — писал он автору этой статьи в апреле 2015 года. Сидоров строил амбициозные проекты. «Я полагаю, что наиболее оптимальным и органичным проектом для Украины… был бы украинский аналог идеологии и модели усташеской Хорватии Анто Павелича… Украине… желательно самой — при сохранении в целом закрытости своего расового пространства — быть одним из исламских центров… Создание такого «украинского ислама» — амбициозная задача вполне в духе консервативного революционера Анто Павелича, боровшегося за «хорватский ислам» как часть интегральной хорватской нации. Если Украина сможет решить эту задачу, она автоматически станет центром всего «белого ислама»». Это цитата из его статьи марта 2015 года. Характерно, что примером для такого «исламского проекта» он указал созданное в 1941 году нацистской Германией вассальное государство хорватских усташей, осуществлявшее геноцид евреев и сербов.

21 октября 2014 года была опубликована декларация о слиянии НОРМ и Украинского исламского центра, эмблемой которого был исламский полумесяц на красно-черном бандеровском флаге. Одним из сопредседателей Украинского исламского центра являлся лидер «Одесского джамаата» Александр (Саид) Огородников. Отсюда и отсылки Сидорова к отмечанию годовщины кровавых событий 2 мая 2014 года в Одессе. Дело в том, что в них участвовал Огородников с соратниками.

«Об «Автономном Отпоре». Эта организация возникла из профашистской УНТП (Украинкой национал-трудовой партии). В Одессе никогда не имела своих сторонников и состояла из пятерых студентов-националистов из Винницы, также двух одесситов, которые являлись лидерами организации. Речь идет об Александре Огородникове, который прославился в националистической среде за поджог офиса Партии регионов, и Анатолии Чумакове…

И Огородников, и Чумаков были среди нападающих на Дом профсоюзов 2 мая… После этого, они поддержали войну на востоке против граждан Донбасса, не согласных с политикой Киева. И не просто поддержали, но и приняли в ней непосредственное участие. Александр Огородников служит в роте «Крым», состоящей из исламских фундаменталистов, по некоторой информации часть из которых воевала на стороне ИГИЛ», — писал в годовщину событий 2 мая 2014 года на сайте Комитета освобождения Одессы лидер местного филиала левого движения «Боротьба» Алексей Албу.

Именно участник в 2014 — 2015 годах АТО Огородников (зарегистрированный в соцсетях как Александр Ветер) выступил организатором пикета в поддержку Байдака, проведенного националистами 20 апреля 2018 года у генерального консульства Армении в Одессе. Благо, он активно участвует в ультраправом движении Одессы, например, 29 января 2017 года нес баннер на ежегодном шествии националистов памяти Максима Чайки. Кого-то из них он вполне мог увлечь в свой «джамаат», сочетавший символику ислама с нацистской (на ныне заблокированной странице Огородникова в ВКонтакте, к примеру, была его фотография на фоне граффити, где эсэсовская «мертвая голова» вписана в исламскую связь и скрещенные сабли; последние входили в символику батальона «Крым»).

Как видим, современная Украина оказалась не просто комфортным местом для такого рода деятелей, то и привлекательным государством для переезда идеологов «белого ислама», грезящих о возрождении Третьего рейха, только в псевдоисламском варианте.

* Организации, запрещенные Верховным судом РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *